272350, Запорожская область, Мелитопольский район пгт. Мирный ул Южная 7в
+7 (990) 000 52 01
Логотип
Собираем средства на строительство Храма!

Мытарство многословия и пустословия, Цитаты Святых отцев о многословии

На этом пороге душа подвергается суду за слова, которые она произносила в земной жизни. В православной традиции слово имеет огромное значение, так как словами можно исцелять, но и ранить, можно утешать, но и уничтожать.

Многословие и пустословие – это грехи, связанные с ненужным и бесполезным разговором. Пустословие – это когда человек говорит много, но без содержания, без пользы для души. Многословие – это излишняя болтовня, которая может вести к гордыне, самодовольству и даже клевете.

На этом мытарстве душа осознает, что каждое слово, произнесенное ею, имеет вес и последствия. Слова могут быть источником благословения, но также и причиной раздора и горести.

 

Цитаты Святых отыев о многословии:

Понудим себя крепкую приставить стражу к устам своим, чтоб о ком-либо не сказать чего-либо худого, потому что худая речь хуже всяких ядов (прп. Антоний Великий, 89, 58).

Кто не может хранить уст своих и языка, пусть позаботится, по крайней мере, не мног быти в словесех своих (ср.: Иов. 11, 3). Блюдись, человек, возьми власть над языком своим и не умножай слов, чтоб не умножить грехов. Положи перст на уста твои и узду на язык твой, потому что многоречивый человек не оставляет в себе места Духу Святому (прп. Антоний Великий, 89, 58).

Те... которые говорят все, что ни приходит им в голову, походят на двор без ворот, на который всходит кто ни захочет, подходит к стойлу и отвязывает осла (прп. Антоний Великий, 89, 133).

...Более люби молчать, нежели говорить: ибо молчание собирает, а многословие расточает (прп. авва Исаия, 59, 216).

...Многословие рождает уныние (разленение) и умоисступление (прп. авва Исаия, 89, 350).

Многоглаголание, брат, помрачает ум; помраченный же ум ведет к бесстыдству; а бесстыдство есть матерь блуда (прп. Ефрем Сирин, 31, 294).

Многословие не лишено греха; многоречивость есть показатель недостатка мудрости и знания (прп. Ефрем Сирин, 37, 342).

Открывай уста свои для слова Божия; и обуздай язык от многословия (авва Евагрий, 89, 615).

Как двери в бане, часто отворяемые, скоро выпускают внутреннюю теплоту вовне, так и душа, когда много кто говорит, хотя бы говорил все хорошее, испускает память свою (сознательное стояние в строе духовных вещей) словесною дверию. От сего ум лишается наконец чистейших помышлений и по беспорядочному наплыву помыслов смятенную ведет речь к прилучившимся. В таком случае он не имеет уже Духа Святаго, хранящего нашу мысль в немечтании, ибо сей Дух Благий, как чуждый всякого мятежа и мечтания, бегает многословия (блж. Диадох, 91, 47).

Как от чревоугодия рождается мятеж помыслов, так от многословия и бесчинных бесед — недоразумие и исступление ума (прп. Исаак Сирин, 58, 305).

Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы (прп. Иоанн Лествичник, 57, 99).

Многословие есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять (прп. Иоанн Лествичник, 57, 99).

Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно (прп. Иоанн Лествичник, 57, 100).

...Часто бывает, что многие с некоторым насилием и изнеможением укрощая чрево, обуздывают вместе и язык и многословие (прп. Иоанн Лествичник, 57, 100).

Кто возымел попечение об исходе из сей жизни, тот пресек многословие, и кто приобрел плач души, тот  отвращается многоглаголания, как огня (прп. Иоанн Лествичник, 57, 100).

Многословие происходит иногда от объядения, а иногда от тщеславия (прп. Иоанн Лествичник, 57, 183).

Далеко отгони от себя многоречивого духа, потому что в нем кроются всезлобные страсти: от него ложь, от него дерзость, от него смехотво, срамословие, буесловие и многое другое, так что по нем верно оправдывается сказанное: от многословии не избежшии греха: щадя же устне, разумен будеши (Притч. 10, 19)... Но и Господь сказал, что мы должны будем дать ответ за всякое праздное слово (см.: Мф. 12, 30) (свт. Феодор Едесский, 91, 338).

Наибольшею же частно многоречие однозначительно с пусторечием, и в таком случае нет слов к полному изображению зол, происходящих от сего дурного навыка (прп. Никодим Святогорец, 70, 104).

Многословие отвлекает внимание от себя, и в сердце, таким образом неблюдомое, начинают прокрадываться обычные страстные сочувствия и желания, и иногда с таким успехом, что, когда кончится пусторечие, в сердце окажется не только соизволение, но и решение на страстные дела (прп. Никодим Святогорец, 70, 104).

После многословия, когда пройдет чад самодовольства, всегда остается некое чувство тоскливости и разленения. Не свидетельство ли это о том, что душа и нехотя сознает тогда себя окраденною? (прп. Никодим Святогорец, 70, 104).

...Многословие отворяет двери души, чрез кои тотчас выходит сердечная теплота благоговеинства, тем паче это делает пустословие (прп. Никодим Святогорец, 70, 104).