272350, Запорожская область, Мелитопольский район пгт. Мирный ул Южная 7в
+7 (990) 000 52 01
Логотип
Собираем средства на строительство Храма!

Мытарство лжи, Цитаты святых отцев о лжи

На этом пороге душа сталкивается с последствиями своих ложных слов, обманов и уловок. Ложь – это не просто неверное утверждение; это акт, который разрушает доверие, портит отношения и отдаляет душу от Божественной истины. В православной традиции ложь рассматривается как серьезный грех, потому что она нарушает гармонию между человеком и Богом, между человеком и его ближним.

В Писании говорится, что дьявол – "отец лжи" (Ин. 8:44), и поэтому каждый раз, когда человек лжет, он следует путем дьявола, а не путем Христа.

Цитаты святых отцев о лжи:

 

Мыслью лжет тот, кто принимает за истину свои предположения, т.е. пустые подозрения на ближнего...


Авва Дорофей  
Если кто наговорит пред тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу на него, не склоняйся против него, чтоб не постигло тебя то, чего не желаешь.


Авва Исайя (Скитский)  
...Лживый человек или боясь стыда, чтобы не смириться, или... желая обольстить кого-нибудь и повредить ему, говорит о добродетелях и хвалит их, и удивляется им, как будто сам поступал так и знает их по опыту: таковой лжет самою жизнью своею; это не простой человек, но двойственный, ибо иной он внутри и иной снаружи, и жизнь его двойственна и лукава.


Авва Дорофей  
Обучим язык наш славословию Божию, молитве и правде, чтобы избавиться от лжи, когда она выйдет нам навстречу.


Авва Исайя (Скитский)  
Лживый ничего не говорит без клятвы и думает убедить многоглаголанием. Лжец многоизобретателен и изворотлив. Нет язвы глубже этой, нет позора выше этого. Лжец для всех гнусен и всем смешон. Поэтому будьте внимательны к себе, братия, не коснейте во лжи.


Ефрем Сирин  
Есть три различных вида лжи: иной лжет мыслью, другой лжет словом, а иной лжет самою жизнью своею.


Авва Дорофей  
Не допускающий клеветника к себе и самого себя избавляет от этого напрасного греха, и согрешающего удерживает от несправедливости обвинения против ближнего, наконец, и оклеветанного спасает от обвинения; таким образом, гнушаясь услугами клеветника, он делается устроителем мира и учителем дружбы.


Иоанн Златоуст  
Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Этого не позволяет сказанное Господом, Который решительно говорит, что ложь от диавола (Ин. 8:44), не указывая никаких различий во лжи.


Василий Великий  
Терпящий напраслину от людей избегает греха и равное скорби находит заступление.


Марк Подвижник  
Позаботимся о чести ближнего, кто бы он ни был, не позволяя ему умалиться в нашем мнении, когда его поносят,– это сохранит нас от оклеветания.


Авва Исайя (Скитский)  
Ложь есть источник и причина вечной смерти...


Игнатий Брянчанинов  
Оклеветали вас... хоть вы не виноваты. Надо благодушно потерпеть. И пойдет это вместо епитимии за то, в чем сами себя считаете виновными... Клевета потому для вас — милость Божия... Надо непременно умиротвориться с оклеветавшими, как это ни трудно.


Феофан Затворник  
Ложь бессильна и легко изобличается, хотя снаружи и разрисована многоразличными красками. Как те, которые покрывают смазкою стены, близкие к разрушению, чрез эту смазку не могут поправить их, так и люди, когда говорят ложь, легко изобличаются.


Иоанн Златоуст  
Так могущественна истина и так бессильна ложь! Первая, когда бывает и у простых людей, делает их славными; последняя же, хотя бы была на стороне сильных, являет их слабыми.


Иоанн Златоуст  
Ложь да не исходит из ваших уст.


Авва Исайя (Скитский)  
Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои бедствия. Но если он станет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедствиям; признается уже он достойным не сожаления, а ненависти, как употребивший во зло свое бедствие вмешательством в чужие дела. Итак, семена этой страсти надо истреблять в начале, пока не проросли, и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти.


Исидор Пелусиот  
Неправду ищи в себе, а не в людях. Если бы была права ты, то не стали бы обижать. Надо больше себя винить да у людей прощения просить, а не осуждать. Если будешь терпеть и смиряться, то спасение получишь, а роптать будешь на других, то, конечно, только вред своей душе приобретешь.


Иосиф Оптинский (Литовкин)  
Обман благовременный, учиненный вовремя и с добрым намерением такую приносит пользу, что многие, не воспользовавшись этим средством, часто терпели наказание.


Иоанн Златоуст  
Не огорчай брата клеветою на брата его, ибо не дело любви — возбуждать ближнего на погибель души.


Ефрем Сирин  
...Не клевещи, чтобы тебе не осквернить самого себя; не смешивай навоза с грязью и глиной, но сплетай венцы из роз, фиалок и других цветов; не носи помета во рту, подобно жукам — а так делают клеветники, сами первые испытывая зловоние, — но держись цветов, подобно пчелам, и составляй соты, как они, и будь со всеми дружелюбен.


Иоанн Златоуст  
Если хочешь, чтоб ни в чем не обманул тебя противник, то веруй, что все, сделаешь ли что, или помыслишь, не сокрыто от Бога.


Ефрем Сирин  
...Ложь всегда изобличает сама себя тем, чем думает повредить истине, а истину обнаруживает яснее.


Иоанн Златоуст  
...Нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью, ибо лжец не имеет общения с Богом. Ложь чужда Богу.


Авва Дорофей  
Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от уст твоих.


Иоанн Златоуст  
Страшно запятнать мысль ложью; кровь человеческая не в силах омыть этих лютых пятен. Для такого омовения человечество нуждалось в Крови Богочеловека.


Игнатий Брянчанинов  
Ложь — гнусное бесчестие человека; избежим обвинения, вызываемого ложью; не делай себя в глазах друга не заслуживающим доверия, боясь не встретить к себе более веры даже и тогда, когда говоришь истину; тот, кто оказался лжецом в одном, уже не стоит того, чтоб ему верили, даже и в том случае, если бы когда он сказал правду.


Иоанн Златоуст  
Нужно остерегаться обмана не только явного и очевидного, но и такого, который прикрыт тонким лукавством и хитростью.


Киприан Карфагенский  
Ложь есть разрушение любви.


Иоанн Златоуст  
Кто приобрел страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судью — свою совесть.


Иоанн Лествичник  
Клевета — грязь, но грязь целебная.


Феофан Затворник  
Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями, не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями.


Игнатий Брянчанинов  
Признаки учения лжи: темнота, неопределительность, мнение - особый вид самообольщения и следующее за ним, рождаемое им мечтательное, кровяное и нервное наслаждение. Оно доставляется тонким действием тщеславия и сладострастия.


Игнатий Брянчанинов  
Горе клеветнику, потому что он будет гореть в пламени, просить капли воды и не получит ее!


Иоанн Златоуст  
...И лжеапостолы страдали за Христа, и они благовествовали о Царстве Небесном...


Макарий Великий  
Не должно доверять говорящим худо, потому что часто бывает клевета по зависти, но надобно лучше доискиваться истины.


Ефрем Сирин  
Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение... Если это правда – исправься; если ложь – посмейся над этим. Если сознаешь за собою то, о чем сказано,– вразумись; если не сознаешь – оставь без внимания, лучше же сказать: веселись и радуйся, по слову Господа (Мф. 5:11).


Иоанн Златоуст  
Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня.


Иоанн Лествичник  
...Злополучен и жалок, кто коснеет во всякой лжи, потому что диавол – лжец от начала (Ин. 8:44). Кто коснеет во лжи, тот не имеет дерзновения, потому что ненавистен и Богу, и людям.


Ефрем Сирин  
Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничтожается. Так дается нам злоречивый язык, как «ангел сатаны», чтобы мы не превозносились.


Тихон Задонский  
Об отсутствующем брате нельзя говорить ничего с намерением очернить его – это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо.


Василий Великий  
Если лукавый вознамерится пленить тебя неправдою, то великий оплот тебе — правда.


Ефрем Сирин  
Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще большими тяжкими грехами, как же нам осуждать того?».


Иоанн Златоуст  
Лукавый вовлекает нас в хитрословие, чтобы человек оправдывал себя, когда и виновен, извинял себя в грехе и беззаконии, а извинением и виновностью усугублял свое бедствие.


Ефрем Сирин  
Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой.


Ефрем Сирин  
Тот, кто слышит о себе ложную клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду.


Иоанн Златоуст  
Будем избегать лжи, чтобы избавиться от участи лукавого, и постараемся усвоить себе истину, чтобы иметь единение с Богом, сказавшим: «Я есмь путь и истина» (Ин. 14:6).


Авва Дорофей  
Если враг располагает к клевете, оградим себя молчанием.


Ефрем Сирин  
Если ты оклеветал кого, если сделался врагом кому-либо, примирись до судилища. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть то седалище Судии.


Иоанн Златоуст  
Хорошее дело — прогонять клеветника как лжеца и вора, чтобы, как-нибудь смутив мир своей души, не сделать ее враждебной к ближнему из-за клеветы.


Иоанн Златоуст  
Иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, который лжет без предлежащей опасности.


Иоанн Лествичник  
Поношение и оклеветание бывают или правдивые, или ложные. Правдивое – если мы подлинно виноваты в том, за что нас поносят, и потому приемлем достойное; тогда нужно исправляться, чтобы поношение упразднилось и стало ложным. Ложное поношение – когда мы не виноваты в том, за что нас поносят; и это поношение нужно терпеть с радостью и утешаться надеждой на вечные Божии милости. К тому же, хотя в том не виноваты, за что поносят нас, но в другом согрешили, и потому нужно терпеть.


Тихон Задонский  
Хотя бы неправда по видимому произносила нам осуждение и торжествовала, не убоимся, и не оставим прямого пути, по слову Сказавшего: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое» (Пс. 26:3).


Ефрем Сирин  
Кто всем почти на всех клевещет, того уцеломудривай более строгой угрозой, чтобы впоследствии не оказалось нужды в наказании.


Исидор Пелусиот  
Лжеучение не останавливается ни перед каким вымыслом, ни перед каким обманом, чтоб басням своим дать вид истины, и тем удобнее отравить ими душу.


Игнатий Брянчанинов  
Великое наказание готовит себе тот, кто клевещет на праведного.


Ефрем Сирин  
Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело.


Иоанн Лествичник  
Если увидишь обман, не тотчас обличай.


Ефрем Сирин  
Если слова учителя и дела несогласны с учением святых отцов, то не следует принимать его, а напротив, отвращаться от него, хотя бы он воскрешал мертвых и иные многие творил чудеса; особенно когда увидим, что он не принимает никаких внушений, которыми хотят убедить его — изменить свое неправое мудрование, а остается упорно в своей прелести, воображая, будто жительство свое имеет на небесах.


Симеон Новый Богослов  
Ложь есть какое-то рождающееся в уме представление о не сущем, будто бы существует то, чего нет...


Григорий Нисский  
Не должно и доверять говорящему дурное, потому что клевета часто бывает от зависти...


Ефрем Сирин  
Мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений, по этому свойству своему оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи – диавола.


Игнатий Брянчанинов  
Нетверд голос у обманщика, смутна речь его; непрестанно меняется цвет лица у того, кто строит козни и расставляет сети.


Ефрем Сирин  
Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, терзает: он, дескать, то и то делает. Вредит себе, ибо тяжко грешит. Вредит тем, которые слушают его, ибо дает им повод к клевете и осуждению, и так их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится, приводит. И так же, как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так от одного клеветника, источника клеветы, многие христианские души заражаются и погибают.


Тихон Задонский  
Диавол учит нас изворотливости в слове, чтобы, когда спрашивают, не высказывать нам вины своей и чтобы, сделав грех, извернуться и оправдать себя.


Ефрем Сирин  
Соответственно тому, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог удостоверительно открывать будет истину о тебе соблазнившемся.


Максим Исповедник  
Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще — когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым. Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом, с намерением очернить, тот — клеветник, хотя бы говорил и правду.


Василий Великий  
Нет для души тяготы тягостнее клеветы; веру ли оклевещут, или поведение: и никто не может презреть этого, кроме того, кто, как Сусанна, на Бога взирает, единого Сильного и от бед избавить, как ее избавил, и людям показать удостоверительно истину, как и о ней показал, и душу утешить надеждою.


Максим Исповедник  
Неправда, какого бы рода ни была, мала или не мала, – перед Богом все неправда; этого ужасаясь, пророк Давид взывает ко Господу «Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне» (Пс. 118:29), что же касается до помыслов, которые утешали и будто бы успокаивали, знайте, это от противника, теми желает, усыпив совесть вашу, заставить сделать неугодное Богу и, наконец, навлечь немилость Божию.
Итак, сделав это, нельзя уже ничем поправить, как только раскаянием от всего сердца: порицайте себя перед Богом, обещайте впредь исправиться, и Господь наш Иисус Христос, принявший на Себя бесчисленные грехи наши, видя ваше сокрушение, примет и эти, сделанные вами.


Лев Оптинский (Наголкин)  
Иногда случается такое дело, что бывает крайность скрыть мало; и если кто не скроет мало, то дело приносит большое смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может поэтому изменить слово для того, чтобы не вышло... большого смущения и скорби или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев.


Авва Дорофей  
Как всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия, так и ложь бывает от этих трех причин. Человек лжет или для того, чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, чтобы исполнить свое желание, или ради приобретения и не перестает изворачиваться и ухищряться в словах до тех пор, пока не исполнит своего желания. Такому человеку никогда не верят, хотя бы он и сказал правду, никто не доверяет ему, и самая правда его кажется невероятной.


Авва Дорофей  
Бегай лжи, иначе она отгонит от тебя страх Божий.


Антоний Великий  
Видим, что разная ложь бывает в мире. Лжет купец, когда говорит, что товар его такой-то цены стоит, а это не так. Лжет свидетель на суде, когда говорит то, чего не видел и не слышал, или не говорит того, что видел и слышал, и черное называет белым, и горькое – сладким... Лжет работник, который, взяв достойную цену, обещал работать усердно нанявшему его, но работает лениво или совсем не работает. Лжет должник, который занимает деньги и обещает отдать, но не отдает... Лжет пастырь, который обещает и присягает пасти стадо овец Христовых, но не пасет или нерадиво пасет их. Так, лжет христианин, который в Крещении святом обещает работать Христу Господу, но не работает. Таков всякий, кто по святом Крещении беззаконнует и прилепляется к суете мира сего.


Тихон Задонский  
Постараемся же, братья, никогда не верить своим самомышлениям. Ибо поистине ничто так не удаляет человека от Бога и от внимания к своим грехам и не побуждает его всегда любопытствовать о неполезном ему, как эта страсть: от этого не бывает ничего доброго, а множество смущений, от этого человек никогда не находит возможности приобрести страх Божий. Если же, по причине порочности нашей, сеются в нас лукавые помышления, то тотчас должно обращать их в добрые, и они не повредят вам, ибо если верить своим догадкам, то им и конца не будет, и они никогда не попустят душе быть мирною. Вот это ложь мыслью.


Авва Дорофей  
Храни себя от лжи, ибо она изгоняет страх Господень.


Авва Исайя (Скитский)  
Ложь рождается от любления славы человеческой; но кто удаляется оной со смирением, в сердце того возрастает страх Божий.


Авва Исайя (Скитский)  
Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по написанному о «сынах человеческих», «у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч» (Пс. 56:5). Многие не едят рыбы, мяса, молока, чего Бог не запретил, а даже благословил верным и познавшим истину принимать с благодарением (1 Тим. 4:4–5), но пожирают живых людей. Многие не подают делами своими соблазна – это хорошо и похвально,– но языком разносят соблазны, и от места на место переносят зло, как больной заразу и как ветер пожар, от чего бывает много бед и напастей.


Тихон Задонский  
Те, которые лгут, отвергают Господа, и не возвращают Ему залога, который получили; а они получили от Него дух нелживый. Если они возвращают его лживым, то бесчестят заповедь Господа и делаются похитителями.


Ерм  
Жизнью своею лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержным; или, будучи корыстолюбив, говорит о милостыне и хвалит милосердие; или, будучи надменен, дивится смиренномудрию. И не потому удивляется добродетели, что желает похвалить ее, ибо если бы он говорил с сею мыслью, то он сперва со смирением сознался бы в своей немощи, говоря: «Горе мне окаянному, я сделался чуждым всякого блага», и тогда уже, по сознании своей немощи, стал бы он хвалить добродетель и удивляться ей. И опять он не с тою целью хвалит добродетель, чтобы не соблазнять другого; ибо он должен бы был в сем случае думать так: «Поистине я окаянен и страстен, но зачем мне соблазнять других? Зачем наносить вред душе иного и налагать на себя и другую тяжесть?» И тогда, хотя бы он в том и согрешил, однако же коснулся бы и добра, ибо осуждать себя есть дело смирения, а щадить ближнего есть дело милосердия. Но лжец не по какой-либо из упомянутых причин удивляется, как я сказал, добродетели; но или для того похищает имя добродетели, чтобы покрыть свой стыд и говорить о ней, как будто и сам он совершенно таков, или часто для того, чтобы повредить кому-нибудь и обольстить его. Ибо ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам дьявол не может никого обольстить иначе, как только под видом добродетели.


Авва Дорофей  
Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне.


Авва Исайя (Скитский)  
Если жалоба несправедлива, то делается клеветою.


Григорий Богослов  
Словом лжет тот, кто, например, от уныния поленившись встать на бдение, не говорит: прости меня, что поленился встать; но говорит десять лживых слов для того, чтобы не сделать одного поклона и не смириться.


Авва Дорофей  
Сплетающий ложь извиняется благими намерениями, и то, что на самом деле является гибелью души, он считает правым делом.


Иоанн Лествичник  
Привычка ко лжи делается матерью лжи, и искусившийся в воровстве легко отваживается на неправое дело, потому что предшествующий грех делается поводом к новому греху.


Василий Великий  
Когда демоны увидят, что мы презираем вещи мира этого, не желая за них ненавидеть людей и отпасть от любви, тогда воздвигают на нас клеветы, чтобы мы, не перенося огорчения, возненавидели клеветников.


Максим Исповедник  
Загради уста клевещущему — в уши твои, да не согрешишь с ним двойным грехом, и сам приучась к этой страсти пагубной, и ему не препятствуя поносить ближнего.


Максим Исповедник  
Тогда иудеи покушались затмить Воскресение Христово легким туманом лжи: «ученики украли». Эту ничтожность легко было преодолеть, и истина восторжествовала. Но и до сих пор враг не перестает чадить перед солнцем Воскресения, желая затмить его. Никто да не смущается! От отца лжи чего ожидать, кроме лжи? Он многих из своих клевретов научил целые книги писать против Воскресения. Этот книжный туман книгами и рассеян. Не бери худой книги – и не затуманишься, а случится нечаянно напасть на такую – возьми в противоядие книгу добрую и освежишь голову и грудь. Бывает другой туман от врага – в помыслах. Но и этот тотчас рассеется, как дым от ветра, от здравого христианского рассуждения. Пройди рассуждением все совершившееся и увидишь ясно, как день, что всему этому нельзя было совершиться иначе как силою Воскресения Христова. Это убеждение будет для тебя потом твердыней, установившись на которой, легко станешь отражать и поражать врагов истины.


Феофан Затворник  
Наши праотцы прельстились, то есть признали истиной ложь, и, приняв ложь под личиной истины, неисцелимо повредили себя смертельным грехом.


Игнатий Брянчанинов  
Не тот, кто слышит о себе, но кто произносит клевету, будет наказан, если только и слышащий не подал справедливого повода к его осуждению.


Иоанн Златоуст  
Как моль портит одежду, так клевета – душу христианина.


Ефрем Сирин  
Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим.


Иоанн Златоуст  
Без обмана делай дело свое, брат, ибо так прилично верным, и обретешь благодать в трудах своих.


Ефрем Сирин  
У лживого дерзкое сердце, и он не закрывает его; он охотно выслушивает тайны и легко открывает их; он умеет низлагать языком своим и тех, которые твердо стоят в добре.


Ефрем Сирин  
Тех, кто желал бы клеветать, прогоним от себя, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели самим себе, не будем находить удовольствие в слушании клеветников, чтобы не подчинить себя дьявольским внушениям. Ведь и самая клевета называется дьявольской, получивши самое свойственное себе название от имени виновника; значит, занимающийся клеветой служит дьяволу, занимаясь его дьявольским делом. Не допускающий такого человека к себе и самого себя избавляет от этого напрасного греха и согрешающего удерживает от несправедливого обвинения против ближнего, наконец, и оклеветываемого спасает от обвинения; таким образом, гнушаясь услуг клеветника, он делается устроителем мира и учителем дружбы.


Иоанн Златоуст  
Лживый человек ни в каком деле не заслуживает одобрения и во всяком ответе подозрителен.


Ефрем Сирин  
Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случится и нужда потребует, и то не без страха, можем употребить ее.


Иоанн Лествичник  
Нет ничего бессильнее лжи, хотя бы она прикрывалась бесчисленными покровами.


Иоанн Златоуст  
Если любящий любящего будет иметь за это нисколько не меньше мытаря, то какого прощения будет достоин даже клевещущий на друга?


Иоанн Златоуст  
«Любящим Бога... все содействует ко благу», – говорит апостол Павел (Рим. 8:28). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода (Быт. 39 и 41 гл.). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (Исх. 2:15–22). Но там сподобился видеть куст, чудесно горящий в пустыне, и слышать Бога, из горящего куста беседующего с ним (Исх. 3: 2–7). Святому Давиду много клеветы делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу Святой Церкви. Даниила клевета ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего (Дан. 6:16–28). Израильтянина Мардохея Аманов язык умыслил убить, но Божиим промыслом совершилось противоположное: Мардохей прославился, Аман повешен на дереве, которое уготовил к погибели Мардохею, и так сам упал в яму, которую вырыл для неповинного (Есф. 7 гл.). Те же суды Божии и сейчас совершаются.


Тихон Задонский  
Нет ничего светлее и сильнее истины, равно как нет ничего бессильнее лжи, хотя бы она прикрывалась бесчисленными покровами. Ложь легко уловить и опровергнуть, а истина открыто предлагает себя всем, желающим видеть красоту ее.


Иоанн Златоуст  
Да удалится от нас помысел неверности клятве! Но чтобы он вернее был удален, поражайте его, как стрелою, грозным словом Божиим: «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). Если не оставит Господь без наказания произносящего имя Его напрасно, легкомысленно, без нужды, то чего должен ожидать тот, кто, давая клятву перед Богом, употребил бы имя Божие неблагонамеренно, святотатственно, чтобы Его святостью покрыть нечистоту своей неверности? «Ты погубишь говорящих ложь» (Пс. 5:7), но не прежде ли прочих погубишь, Господи, говорящих ложь перед именем Твоим и лгущих перед лицом Твоим, как Анания и Сапфира, не людям, но Тебе, Богу? Апостол Петр обличил Ананию именно этими словами: «Ты солгал не Человекам, а Богу», «услышав сии слова, Анания пал бездыханен». А потом и Сапфира, после подобного обличения, вдруг «упала у ног его и испустила дух» (Деян. 5:4–5; 10). Этот пример и многие примеры вне священной истории показывают, что ложь перед именем Божиим и пред лицом Божиим – ложь клятвопреступная, как бы в нетерпение приводит небесное Правосудие и привлекает грозные и внезапные удары судьбы.


Филарет Московский (Дроздов)  
Владыка Христос ублажил тех, которые ради Него слышали обличения в делах явных и тайных, если обличающие окажутся лжецами. Потому надлежит знать, что для желающего войти на высшую степень блаженства должно быть то и другое, чтобы пострадать ему ради Христа, и чтобы разглашаемое о нем было ложно. Что-либо одно из двух, если не будет при нем другого, не столько полезно; и полезно, правда, но не в такой мере. Если, страдая ради Христа, услышим о себе правду, то необходимо нам краснеть, потому что, заслуживая одобрения с одной стороны, обличаемся с другой. И если не ради Христа, но несправедливо что терпим, то получим награду за терпение, но не получим высшего блаженства, какое получили бы, если бы стеклось вместе то и другое.


Исидор Пелусиот  
Лукавый ложь свою слагает с истиной, чтоб обман его оставался скрытым.


Ефрем Сирин  
...Когда увидишь, что кто-нибудь, увлекаясь собственными соображениями, станет противоречить Божественному Писанию, устранись от него, как от безумного...


Иоанн Златоуст  
Пишете, что были возмущены духом против бесславных слухов, клевет на вас, но наша христианская обязанность неотложно требует, по возможности находящее претерпевать и этим Бессмертному нашему Создателю и Искупителю подражать, и это во блаженствах упоминается так: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, (и которые претерпят это, то) радуйтесь и веселитесь ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:11-12).


Лев Оптинский (Наголкин)  
Мы не похвалимся какими-либо подвигами и трудами иноческими, то терпением клеветы и лжи постараемся наверстывать недостатки наши и молиться за творящих нам напасть.


Макарий Оптинский (Иванов)  
Скорбишь и о том, что тебя клевещут напрасно. Вспомни, как клеветали Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы! Кто ж мы? Он безгрешен, а мы хотя в том и невиновны, но в других случаях много повинны перед Богом, а за те-то невидимые грехи попускает Бог клевету ложную, чтобы ею очистить те грехи.


Макарий Оптинский (Иванов)  
Ты оклеветаема в том, в чем знаю, что ты невинна: то-то и хорошо, что невинна; люди клевещут, а Бог оправдает, а между тем надо веровать, что это попущено Божиим смотрением, чтобы терпением этого порицания ты очистилась от грехов другого рода, в неимении которых никто не похвалится, да скорби те восполнят недостаток подвигов твоих монастырских… Когда смиришься, то и успокоишься, и молись за оскорбляющих тебя, и во всех скорбях твоих старайся находить себя виновной, если не чем другим, то тем, что не понесла, не терпела и не исполнила заповедь любви к ближнему.


Макарий Оптинский (Иванов)  
Не смущайся, но полагайся на волю Божию, и если тебя поносят ложной клеветой, то особенно радуйся и принимай это врачеванием твоих душевных страстей, и как сама сознаешь, что это есть воздаяние за слова или дела, которыми оскорбляла твоих ближних, и за прочее преступление заповедей Божиих… Радуйся, что сподобляет тебя Господь благотворить столь причинившим тебе обиду, и не оскверняй исполнения этой заповеди злопамятством. Когда же видишь неотступность от тебя этого змея, повергай свою немощь перед Богом и проси Его помощи.


Макарий Оптинский (Иванов)  
Ты пишешь, что тяжко переносить клевету. Что хотят, то говорят, хорошо, что ты невинна. Пора тебе научиться: чистое к поганому не пристанет; случаи эти научают нас терпению и смирению через познание наших немощей, а ты старайся более быть приветливой с теми, кто тебе благодетельствует, и быть благодушной и молиться за них.


Макарий Оптинский (Иванов)  
Что ты пишешь о некоторых лицах, которые скрепляют на тебя козни, то и сам ты согласишься с тем: они могут сделать только то, что угодно будет попустить Богу; и будь в этом утвержден, что и «волос с головы нашей не пропадет без воли Его» (Лк. 21:18). Если же и угодно Ему попустить тебе потерпеть какое-либо искушение и скорбь, то все это по благости Его и любви к тебе. Он или веру твою испытывает, или ищет твоего терпения. Скорби бывают нам полезны, они нас невольно смиряют, а всегдашнее благоденствие возвышает; но когда Господь видит нашу немощь, то и щадит нас, и избавляет от искушений или, посылая скорби, скоро подает и утешение и через скорби научает нас опытности в жизни, чтобы сохранялись впредь от вредящего нас. А за тех людей, которые стараются тебя очернить, молись Богу и от души прощай их, да и сам получишь от Бога прощение грехов твоих.


Макарий Оптинский (Иванов)  
Слабый молится, чтобы его не клеветали, а мужественный молится, чтобы Бог помог ему других не клеветать ни словесно, ни мысленно.


Амвросий Оптинский (Гренков)  
Вот и вышли мы все монахи дельные: целую кучу клевет набрали, да наприбавляли, да других переклепали, а мним о себе, что мы угнетенные страдальцы, обиженные, оскорбленные, на самом же деле не меньше фарисея всех уничижаем донельзя, и уничижаем по одним догадкам и подозрениям, забывая слова Писания: «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы» (Авв. 2:15).
В нас какая-то смесь: мнимся и Промысл Божий признавать, и других не перестаем обвинять, будто бы препятствующих и сопротивляющихся нашим предприятиям. Когда мы резко говорим о других, то это ничего, извиняем себя тем, что мы говорим просто, дружелюбно, от ревности к благу. Если же слышим, что другой сказал что-либо вопреки нас, тогда негодуем и возводим это до великих степеней клеветы, забывая проповедуемое Православной Церковью, что каждый от своих дел или прославится, или постыдится и каждый сам о себе воздаст слово Богу.


Амвросий Оптинский (Гренков)  
Во время скорби читай 32 псалом, Господь и избавит тебя, и прежде всего будет умиротворять твой дух. Впрочем, если бы попущением Божиим и удалось противникам улучить свою волю, и тогда будет правильнее и благонадежнее по сказанному: «Блаженны изгнанные за правду» (Мф. 5:10). Но видно, что они и сами опасаются и не дерзают на это, а хотят угрозами тебя изгнать, чтобы сама ушла. Поэтому и не советую тебе, чтобы ты сама решилась исполнить волю и желание противников твоих, вернее предаваться во всем воле Божией, и силен Господь избавить нас, как древле избавил неповинную Сусанну от ее противников и клеветников.


Амвросий Оптинский (Гренков)  
Клеветы много бояться нечего. Пусть клевещут, что хотят. Хорошо, что нечего в правду сказать. Не надо только обиды держать на обидящих. Этой келейнице прямо говори, чтобы она на других не врала матушке. А если не исправится, то надо сказать матушке как-нибудь сторонкой, чтобы она не слишком доверяла ей.


Иосиф Оптинский (Литовкин)  
Опасайтесь женского пола. С ним надо быть чрезвычайно осторожным. Так сплетут, так сплетут... и смысла-то никакого нет. Недаром святой пророк Давид поет: «Избавь меня от клеветы человеческой, и буду хранить заповеди Твои» (Пс. 118:134). Значит, клевета препятствует даже совершению заповедей.


Варсонофий Оптинский (Плиханков)  
Вам кажется, что некоторые люди позволяют себе бесстыдно лгать, а на самом деле это совсем не так, а вот как. Если по слову святых отцов и одна страсть ослепляет человека, то что будет, когда их соберется куча целая? Например, высокоумие, честолюбие, от них же гнев и ненависть к препятствующим. Если, говорю, возобладают такие страсти человеком, может ли он иметь правильный взгляд на вещи? Не станет ли он под влиянием этих страстей выдавать неправильные мнения за сущую правду? Как человеку кажется, так он и говорит.


Амвросий Оптинский (Гренков)  
Гордость и непокорство порождают ложь – начало всякого зла и бедствий.


Амвросий Оптинский (Гренков)  
Нет пользы ехать в Москву к сестре гостить, а затем украдкой к преподобному Сергию. Помни, всякая лживость – от диавола.


Иосиф Оптинский (Литовкин)  
Касательно послушницы, в которой замечаете ложь и лукавство, – можете предложить ей перейти в другую какую-либо обитель. Так и сказать можете, что лживых и лукавых нельзя терпеть в святой обители.


Иосиф Оптинский (Литовкин)  
Желающий обрести благую совесть и честность не должен дозволять себе ни малейшего ложного и лукавого слова ни в больших делах, ни в малых.


Никон Оптинский (Беляев)  
Письмо твое получил, содержание которого – продолжение искушений и наветов через о. К., но есть старинная мудрая поговорка: «Бог не попустит, свинья не съест», – и в Псалтири сказано: «Солгала неправда себе самой» (Пс. 26:12). К. хочет одолеть тебя неправдой, но обманется в неправде своей, по псаломским словам. Неправда эта солжет ему и самого может подвергнуть великому бедствию не только в будущей жизни, но и в настоящей. Фараон притеснял израильтян, но сказано, что он погряз в воде, как олово. К. консистория – не всемирная история. И история только после пишет правду о всех.
Не бойся частых следствий и дознаний, которые могут послужить только к твоему оправданию. Когда рассмотрят все ложные доносы К., тогда могут сотворить ему и другое какое-либо наказание и обсечь ему крылья, которыми он теперь без толку машет от злого расположения, хотя досадить другим. Но досада эта может обратиться на главу его самого.
Несомненно веруй неложному апостольскому слову: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение» (1 Кор. 10:13).


Амвросий Оптинский (Гренков) 

 

В заключение, на мытарстве лжи душа осознает, что истина – это не просто концепция или идея, но живое присутствие Бога в мире. Ложь отдаляет душу от этой истины и приводит к духовной разломленности.