272350, Запорожская область, Мелитопольский район пгт. Мирный ул Южная 7в
+7 (990) 000 52 01
Логотип
Собираем средства на строительство Храма!

МОЖНО ЛИ ЕСТЬ ЯБЛОКИ ДО ПРЕОБРАЖЕНИЯ?

В Церковном Уставе, именуемом Типиконом, отсутствует какой-либо запрет на потребление яблок до праздника Преображения Господня. В самом Типиконе прописано следующее: "Если кто из братии съест виноград до такого праздника, то наказание за нарушение запрета следует принять, и весь август месяц он не должен есть виноград, отвергнув такое учение, так как это предписание, чтобы и другие подчинялись уставу святых отцов... Это правило также распространяется на инжир и другие овощи: принимать их можно в определенные периоды, когда они созреют".

Из вышеуказанного становится ясно, что в первую очередь ограничение касается винограда, а упоминание о прочих "овощах" включает в себя разнообразные плоды. Кроме того, нарушение этого Устава не приравнивается к греху: "нарушителю" просто запрещается есть виноград до конца месяца, то есть примерно до середины сентября по новому стилю. Если бы употребление винограда до этого времени было греховным, то меры наказания, вероятно, были бы более строгими.

Теперь стоит обдумать, с чем связано это ограничение на употребление винограда до праздника Преображения. Чтобы ответить на этот вопрос, следует вернуться к временам Ветхого Завета, так как именно оттуда происходит практика освящения первых плодов. Как уже упоминалось, в Ветхом Завете предписывается приносить первые плоды в дар Богу. В Книге Левит указано: "Если ты принесешь Господу приношение хлебное из первых плодов, принеси в дар первые плоды из колосьев твоих" (Левит 2:14). Это означает, что практика освящения первых плодов базируется прежде всего на желании посвятить Богу начало того, что Он посылает нам. Православный христианин должен осознавать, что урожай, который он собирает, является даром от Бога. Святитель Иоанн Златоуст замечает: "Сельскохозяин получает плоды от земли не столько за свой труд и старания, сколько по милости Бога, дарующего их".

Почему именно в праздник Преображения освящается виноград? Это связано с тем, что в середине августа, на Востоке, созревали два ключевых продукта питания: виноград, из которого делали вино, и пшеница, из которой пекли хлеб. Эти два "плода" не только составляли основу человеческого пищевого рациона, но также использовались в главном Таинстве Православной Церкви – Евхаристии, где хлеб и вино принимаются как Тело и Кровь Христа благодаря Духу Святому. Это взаимодействие отражено в молитве, произносимой при освящении винограда в праздник Преображения: "Благослови, Господи, этот новый плод винограда... позволь нам, причащаясь этому плоду лозы, радоваться, и приносить Тебе этот дар для очищения грехов, святым Телом Христа Твоего".

Также стоит обратить внимание на еще один фактор, который упоминается во вступительной части молитвы к освящению "первых плодов овощей". Там говорится: "и другие овощи должны приноситься каждым в свое время в храм для благословения". Это указывает на то, что согласно церковной практике, новые плоды освящались по мере их созревания. Возможно, со временем, из-за нашей духовной лености и нерадения, практику освящения начатков всех плодов связали с праздником Преображения.

Однако то, что является нормой на Востоке, не всегда применимо в других регионах. Часто многие сорта винограда и яблок созревают задолго до Преображения. Это означает, что эти плоды могут просто испортиться на ветке. Это, на самом деле, является грехом неблагодарности перед Богом за Его дары.

Апостол Павел, две тысячи лет назад и сегодня, напоминает нам: "Пища не приближает нас к Богу: если мы едим, ничего не приобретаем; если не едим, ничего не теряем" (1 Кор. 8:8). И далее: "Ешь ли для Господа, то благодаришь Бога; не ешь ли для Господа, то и благодаришь Бога. Ибо ни один из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя... Итак, живем ли или умираем, мы принадлежим Господу" (Рим. 14:3-8). Главное здесь – призыв к благодарности перед Богом. К сожалению, мы часто просим Бога о чем-то, но редко благодарим Его за дары.

Если какое-то предписание Церковного Устава кажется суеверием, это свидетельствует о нашей духовной незрелости и непонимании сути христианства. Мы, подобно фарисеям, склонны следовать букве закона, но не духу.